Назад в дневник


Пишет ВARTLEBY
Север
Объем значения слова нарастает в процессе его употребления. Одним и тем же словом СЕВЕР может определяться группировка войск и пирожное. Ассоциативно оно может иметь разную визуальную форму. Соответственно, из дрейфующего в культуре означаемого вылавливаются элементы парадигмы СЕВЕР. Они происходят из разных областей: живопись, кулинария, музыка, архитектура, политика, философия, медицина, инженерия, экономика, история и т. д. СЕВЕР может становиться тяжелым или легким, ярким или бесцветным, жидким или твердым, сладким или горьким, громким или тихим, агрессивным или нейтральным, конкретным или абстрактным. Каждый волен выбирать, что ему ближе, хотя в европейской культуре, давно и без спросу взвалившей на себя бремя ответственности за всех остальных, СЕВЕР скорее легкий, бесцветный, тихий... Далее по безошибочной ассоциации. Но даже при альтернативных толкованиях общий смысловой компонент трудно не почувствовать: слово СЕВЕР означает набор часто оппозиционных, но исчислимых свойств. Его модификации в культуре(-ах) предстают единым полем «языковой игры». Они дают возможность, играя, показать ПАРАДИГМУ. Определенные физические параметры (ХОЛОД), да и сам концепт (СЕВЕР), могут выявлять себя в искусственно созданных вещах типа холодильника. Идея СЕВЕРа рационализируется, кодифицируется и далее вполне автономно воспроизводится. СЕВЕР может быть найден в простуде; в чертах лица (антропоморфные фигуры в северном модерне). Есть вещи, бытование которых можете уйти во многом задается идеей СЕВЕРа, как, например, мех. Можно наделить символическими чертами СЕВЕРа большой коллектив - группу армий «Север». Какая- нибудь картинка может стать визуальной метонимией СЕВЕРa (пирожные «NORD», конфеты «Мишка на севере»). СЕВЕР может быть сексуально вытеснен Югом (живопись Ванессы Бэрд). Образец СЕВЕРа - географический СЕВЕР, который мы склонны наделять чертами реального. Это понятие почти гомогенное: «белое» пространство снега и льда в противоположность разноцветному ЮГу, географическому (субтропики) и сезонному (лето). Это абстрактный холод, неизменно в одной степени. На СЕВЕРЕ нет такого понятия как температура в тени. Общая смысловая перспектива первого проекта ПАРАДИГМА не ориентирована на поиск «настоящего» СЕВЕРа. Наш СЕВЕР - это отраженный, сублимированный, вытесненный, латентный, вывернутый наизнанку и вновь тематизированный. СЕВЕР, притворившийся буквальным. В пространстве книги визуальный материал, иллюстрирующий и трактующий идею СЕВЕРА, чередуется с текстами- экскурсами, где идет речь о лингвистическом и антропологическом измерении СЕВЕРА, о «северной архитектуре» и «северном кино», о том, что подразумевает понятие «искусство Севера» и о том, есть ли у СЕВЕРА искусство в привычном смысле слова. О том, принадлежит ли северу город Петербург и населяющие его люди. Иными словами, СЕВЕР обсуждается на страницах издания на множестве уровней: от коллективного языка до индивидуальной биографии.
Настроение: Поисковое

Текущий рейтинг 5
Оценил 1 человек
(4)

Яндекс.Метрика
Вы не авторизованы!
Авторизация
Обновить
Глав

Добавить в избранное (только для авторизированных)