Назад в дневник Пишет Snejniy_bars
Алишер Навои (1441-1501)Наиболее выдающийся тюркоязычный поэт, вклад которого в восточную литературу трудно переоценить. Во времена Навои фарси утратил статус единственного литературного языка. Немало поэтов писали на тюркском (уже были созданы газели Лутфи и Атаи), но персидский все же занимал “магистральное направление” поэзии. Навои, прекрасно зная фарси*, тем не менее, главную задачу видел в развитии литературного чагатайского (тюркского) языка. И именно в произведениях Навои тюркский стих достиг вершин художественности, – его газели отличает филигранная обработка, виртуозная инструментовка, семантическая игра, свежесть метафор. Бабур писал: “Алишербек был человек бесподобный, с тех пор, как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо”. Литературное наследие Навои обширно: он создал четыре дивана (сборника) стихов, объединенных названием “Сокровищница мыслей” (большую часть сборника составляют газели – их 2600)**; впервые переложил на тюркский огромную “Пятерицу”***; создал философскую поэму “Язык птиц”; составил антологию (тазкире), куда включил бейты своих современников; написал трактаты по филологии и поэтике, и многое другое. Родился в столице Хорасана Герате (город ныне находится на территории Афганистана). Воспитывался в литературной среде - его отец был знатоком поэзии, дядя и двоюродный брат – стихотворцами. Уже в четыре года Алишер наизусть декламировал стихи известных поэтов, а в пятнадцать был признанным поэтом. В школе учился вместе с Хусейном Байкарой, будущим правителем Хорасана. И, когда Хусейн (ценитель изящных искусств и поэт), пришел к власти, он призвал бывшего “одноклассника” ко двору, сделав своим мулазимом (приближенным). Занимая при дворе Султана Хусейна высокие должности (сначала был мухрдаром (хранителем печати), затем – эмиром дивана), Навои оказывал покровительство и поддержку многим деятелям науки и искусства, пользовался популярностью среди народа. Вел в Герате строительство – по его инициативе на берегу канала Инджил был возведен крупный культурно-общественный комплекс: медресе, ханака, библиотека, больница. Был членом дервишского (суфийского) ордена Накшбандия, и, следуя этике суфия, жил очень скромно (не был женат и не имел гарема). В конце жизни оставил государственные дела, полностью посвятив себя литературе и науке (в последние два года жизни им была написана поэма “Язык птиц”). *Он писал на фарси под псевдонимом “Фани” (Бренный). “Навои” – тахаллус (псевдоним) для тюркских стихов - означает “Мелодичный”. ** Сборники, входящие в “Сокровищницу мыслей” Навои, имеют следующие названия: “Чудеса детства” (включает стихотворения, созданные поэтом в возрасте от 17 до 20 лет), “Редкости юности” (от 20 до 35 лет), “Диковины среднего возраста” (от 35 до 45 лет), “Полезные советы старости” (от 45 до 60 лет) - всего 45 тысяч строк. Также Навои оставил сборник на персидском языке – “Диван Фани” (12 тысяч строк). ***“Пятерица” - пять крупных поэм Низами, азербайджанского поэта XII века (писал на фарси) - стала своеобразным литературным каноном средневекового Востока; многие поэты создавали так называемые назира (ответы) – собственные вариации поэм “Пятерицы” (некоторые сюжетные линии при этом могли меняться, так же, как и название поэмы). “Пятерица” Алишера Навои включает в себя следующие произведения: “Смятение праведных”, “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Вал Искандера”.