Назад в дневник Пишет Pulse
Сущность и истоки суфизмаФатва Атийя Сакара о суфизме и тарикате в качестве ответа на часто задаваемые вопросы. Вопрос . Мы часто слышим от некоторых групп нападки на суфийские течения (тарикат), можно ли узнать о них побольше и, каково решение шариата в этом вопросе? Ответ . Немало книг написано на эту тему, самой древней из них является книга "табакат аль- суфия", автором которой является Абдурахман Аль- сулями, похороненный в городе Найсабур в 412 г. по хиджре. Также "аль- рисала Аль-Кушайрия фи ильм- аль-тасаввуф", автором книги является Абу-Касим Абдулькарим бин Хавзан Аль-Кушайрий, похороненный также в городе Найсабур в 465 г. по хиджре. О словах суфизм и суфий Аль- Кушайрий приводит следующее мнение: Эти слова не имеют основу в арабском языке, скорее всего они являются титулом. Имам пояснил ошибочность мнения, что основа этих слов взята от "суфф" (что означает шерсть), или же от "суффа" (навес в мечети пророка (мир и благословение ему)), также от слов "сафа" (чистота) и "сафф" (ряд). После он сказал: люди много говорили о суфизме и о его смысле, о суфии и о том, кто он. Каждый говорил так, как представлялось ему. Аль-Кушайри, ещё в начале книги упомянул, что исследователи в этой области давно умерли, что в его время остались лишь только следы от них. И что прошли шейхи, указывавшие правильный путь, что мало стало молодых, следующих и подражающих им. Затем автор привёл примеры отхода от истинного пути в вероубеждении и поступках. После же он говорил, об основе этой группы: Лучшие мусульмане после посланника Аллаха (мир и благословение ему) не назывались иначе как сподвижниками посланника Аллаха (мир и благословение ему), так как нет достоинства выше этого. Во втором веке мусульман, видевших сподвижников, начали называть последователями, а третье поколение назвали последователями последователей. Потом появились различия между людьми, и людей, отдавших себя религии, назвали "захидами" ("аскетами") и "абидами" ("полоняющимися"). Дальше в обществе появились новшества, и каждый призывал к себе, каждый утверждал, что захиды в их числе. Тогда и появились "ахлю сунна", посвятившие себя Аллаху, сохранившие сердца от небрежения, под названием "аль- тасавуф". Они стали известны под этими именами до двухсотого года по хиджре. Затем имам Аль- Кушайрий упомянул несколько известных лиц. Подробнее об известных суфиях написал имам Аль-Сулами. Шейхуль-ислам Закария Аль- Ансари в толковании книги Аль- Кушайрий сказал: Суфизм - это наука, которая изучает пути очищения души, воспитания в человеке хороших нравов и построения внешнего и внутреннего мира, дабы получить вечное счастье. Это определение суфизму дано Закария Аль-Ансари как науке. Что касается суфийских тарикатов, то они ничто иное, как воспитательные школы. Каждая школа имеет свой метод воспитания, к некоторым из них ещё прикреплены идеологические методы. Таких школ было очень много, но некоторые из них исчезли, а некоторые сохранились и распространились за счёт множества последователей, и по причине большого внимания последователей к своим шейхам (наставникам). Очень много было сказано вокруг тарикатов, как со стороны поддерживающих, так и со стороны противников. В большинстве случаев ими правит любовь к тарикату или неприязнь к нему. Самым верным решением в этом вопросе будет слово Всевышнего Аллаха: "Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это - великое преуспеяние". (Сура 10 , аяты 62-64) "Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути". (Сура 6 , аят 153) И хадис пророка (мир и благословение ему) "Если кто- нибудь внесёт в наше дело нечто новое, не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто".(Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа) Также хадис пророка (мир и благословение ему): "Кто поживет из вас, то увидит много разногласий. В этом случае вам следует держаться за мою сунну и сунну праведных правителей. Держитесь за неё зубами. Остерегайтесь новшеств, поистине каждое новшество есть заблуждение". Передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Тирмизи. Если они придерживаются в религии правильных убеждений и норм шариата, то мы обязаны приветствовать их. Если же они сбились с пути, то в наши обязанности входит исправлять их мудро и хорошим наставлением, чтобы перевести эту массу в лучшую сторону, чтобы они получали пользу и передавали эту пользу другим. Потому что эти люди отличаются духовными связями между учениками и учителями и между самими учениками. Это очень важный момент, который отсутствует в современных школах. Именно это отличие привело к большим успехам в распространении религии и в противостоянии захватчикам мусульманских земель, несмотря на некоторые ошибки в некоторых тарикатах, которых можно исправить. "Авлия", упомянутые в Аяте множественное число от слова "вали". Это слово может иметь два смысла: первое - это тот, поклонение которого постоянно и не прерывается грехами. Второе - это тот, за сохранение которого взялся Всевышний Аллах. Таким образом, Всевышний не создаёт ему унижения, которое приводит к грехам, а наоборот, продолжает содействовать ему, что приводит его к поклонению. Всевышний говорит: "Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам...". (Сура 7 , аят 196) О любви Аллаха к Вали и о его поддержке говорится в хадисе пророка (мир и благословение ему): "Поистине, Всевышний Аллах сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его ". (Аль-Бухари) Потом Аль-Кушайри приводит, сохранён ли Вали от грехов как и пророки, или они сохранены так, что если даже совершат какой-то грех, тут же каются. Он выбрал мнение что, конец жизни Вали может измениться к худшему. Ещё Имам в книге говорил про чудеса, приводил доказательства. Говоря о чудесах, мы должны подчеркнуть, что они на самом деле есть и это истина, нельзя опровергать эту истину. А что касается чудес по отношению к конкретным людям, то нужно удостовериться в их истинности, и не распространяться об этом без веских доказательств. Истинные приближённые к Всевышнему Аллаху не нуждаются в большинстве того, что им предписывают их последователи. Некоторые из них прямо запрещали своим последователям возвышать их, как например, быть убеждённым, что Вали может помочь, навредить или что он знает сокровенное. В общем, это дело нуждается в разумном руководстве, в очищении некоторых тарикатов от действий, несовместимых с шариатскими нормами, чтобы получить пользу от всего этого.
(14)