Назад в дневник


Пишет
Pulse

Нововведения с точки зрения Ислама
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Будьте осторожны ко вновь начинаемым делам, поскольку каждое из них - нововведение, все же нововведения - отклонение от истинного пути, а каждое отклонение ведет в Ад». Между тем, по мнению выдающихся теологов Ислама, данный хадис ни в коем случае не означает, что все новое, чего не существовало при жизни первого поколения мусульман, должно быть отвергнуто. Например, Имам Шафи'и - эпоним шафиитского мазхаба, ученый, пользующийся авторитетом среди всех мусульман, включая суннитов и шиитов, пишет: «Существуют два вида новшеств. К одному из них относятся те, которые противоречат Корану, Сунне, утверждениям сподвижников Пророка (мир ему) или единодушному мнению улемов уммы (иджма). Это «новшества, сбивающие с истинного пути» (бид'а ад-далала). Ко второму виду относятся «непредосудительные» новшества (бид'а гайр мадмуна), полезные сами по себе и не противоречащие ни одному из упомянутых источников». Короче говоря, все новшества, служащие благу Ислама, его процветанию, распространению и совершенствованию веры мусульман, являются желательным или разрешенными, а те, кто ввел и пользовался ими, получат должное вознаграждение. В случае же запретного новшества и те, кто его инициировал, и последовавшие за ним рискуют навлечь на себя наказание Всевышнего. Приведенную классификацию нововведений признает подавляющее большинство ученых. Согласно некоторым из них, например, Иззу ибн Абд ас- Саламу - одному из величайших муджтахидов в истории Ислама - нововведения, как и прочие действия, с точки зрения Шариата, подразделяются на пять категорий: обязательные (ваджиб), желательные или рекомендуемые (мандуб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запрещенные (харам). К обязательным нововведениям Ибн Абд ас-Салам относит: закрепление Корана и норм Шариата в письменном виде по причине возникновения опасений, что они будут утрачены; изучение арабской грамматики с целью разрешения кажущихся противоречий в Коране; развитие теологии (калам) с целью опровержения утверждений мутазилитов и других групп, искажавших вероучение Ислама. Вторая категория - это желательные нововведения. К ним улемы относят такие виды деятельности, как строительство медресе, написание книг по исламским предметам, а также углубленное изучение арабской лингвистики. Без этого распространение знаний по Исламу стало бы крайне затруднительным. К дозволенным, или нейтральным, нововведениям относятся действия в бытовой или деловой сфере. Например, строительство домов в стиле, неизвестном при Пророке (мир ему и благословение), или использование современных транспортных средств. Четвертая категория - нежелательные, или предосудительные, нововведения. К ним можно отнести излишнее украшение мечетей или Корана. К запрещенным же нововведениям относится, например, введение незаконных налогов, предоставление должности судей людям, не обладающим достаточной квалификацией для этого, а также различные верования и практики, находящиеся в явном противоречии с Кораном и Сунной. Приведенная выше классификация нововведений является общепринятой в классической литературе по Шариату. Ее признают ученые всех четырех мазхабов. Среди тех же, кто не согласен с таким подходом, можно назвать лишь представителей двух заметных течений в истории исламской мысли: школу захиритов, представленную Ибн Хазмом, которая к настоящему времени фактически исчезла, и одно крыло ханбалистского мазхаба, представленное Ибн Таймийей, мнение которого по данному вопросу расходится с общепринятым (иджма). Он считает, что всякое нововведение в религиозной практике противоречит Исламу, независимо от того, хорошее оно или плохое. Стоит также отметить, что проблема нововведений с точки зрения Ислама сегодня служит, к сожалению, благодатной почвой для различных спекуляций. С одной стороны, эта тема используется в упреках Ислама в неспособности отвечать новым вызовам. Например, некоторые востоковеды даже называют его «сухой семитской религией», не имеющей механизмов собственного развития. С другой - в нововведениях обвиняют своих собратьев, следующих мнению подавляющего большинства улемов, приверженцы некоторых групп мусульман, сея раздоры и конфликты в умме. Однако сегодня все большему числу приверженцев Ислама и людей других убеждений, объективно знакомящихся с наследием мусульманской мысли, становится все более очевидной неадекватность обоих крайних подходов. Ведь не последнюю роль в способности Ислама, как сегодня, так и прежде, доказывать свое умение приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям, даже тогда, когда энтропия резко возрастает, играет шариатская доктрина нововведений.

(9)

Яндекс.Метрика
Вы не авторизованы!
Авторизация
Обновить
Глав

Добавить в избранное (только для авторизированных)