Назад в дневник Пишет Цицерон
Индия - историяАрхеологические находки в Индостане и на прилегающей территории свидетельствуют о том, что первобытный человек обитал там уже в палеолите. Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем. Позже в долине Ганга и Джамны появилась своеобразная медная и бронзовая индустрия, вслед за которой уже в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города. Когда и каким образом возникла великая цивилизация Гангской долины, до сих пор не известно. Индийская история, о чем свидетельствуют религиозные и литературные источники, начинается с завоевания Гандхары (Северо-Западная область) и средней части долины Инда персидским государством Ахеменидов во второй половине 6 в. до н.э., т.е. незадолго до рождения Будды. Этот период слабо документирован вплоть до вторжения Александра Македонского в 327 до н.э. и последовавшего основания великой династии Маурьев в долине Ганга. К этому времени на берегах Ганга, Джамны и их притоков выросли города, которые либо существуют и поныне (например, Варанаси), либо разрушились и превратились в холмы. В Хастинапуре, в верховьях Ганга, раскопан один из таких холмов, археологические находки которого относятся к началу I тысячелетия до н.э. Город, вероятно, был построен из глины и сырцового кирпича ок. 500 до н.э., перед самым появлением железа. По мере продолжения археологических раскопок все больше выявляется богатство городов северных равнин и окружающих их территорий в последние столетия до н.э. В предгорьях к югу от Патны, в Бихаре, сохранились развалины знаменитой Раджагрихи, столицы древнеиндийского государства Магадха. Его каменные укрепления, сложенные из крупных необработанных и не скрепленных раствором камней, с огромными бастионами четырехугольной формы имеют протяженность не менее 40 км. Подобные укрепления свидетельствуют о том, насколько важна была Раджагриха, с которой в 5 в. до н.э. были связаны имена Будды и Махавиры. В буддийской литературе сообщается, что на территории между Гималаями и горами Виндхья в то время существовали 16 суверенных государств. Среди них в начале 6 в. до н.э. выделялось царство Кошала (впоследствии историческая область Ауд), затем постепенно на первый план вышло царство Магадха (совр. Бихар). Махавира и Будда, основатели джайнизма и буддизма, принадлежавшие к касте воинов-кшатриев, развернули свою деятельность в то время, когда царь Бимбисара (544–493 до н.э.) правил в Магадхе. Купцы из Южной Индии, которые вели с 7 в. до н.э., а возможно и раньше активную торговлю на море, установили контакты с Вавилоном (предположительно, также с Индонезией и Филиппинами). Долина Инда стала провинцией Персидского царства примерно в 518 до н.э., но вновь обрела независимость перед вторжением Александра Македонского в Индию в 326 до н.э. Завоевание Северо-Западной Индии Александром Македонским было кратковременным эпизодом в истории. После смерти Александра к западу от Индии образовались греческие государства, упрочились контакты Индии с Западом, начавшиеся еще при персидских правителях из династии Ахеменидов. В молодости Чандрагупта Маурья, основатель первой империи Маурьев в Северной Индии, возглавил выступление против греческих войск, вторгшихся в Пенджаб. Чандрагупта находился на престоле примерно с 322 по 298 до н.э. и своими политическими успехами во многом был обязан своему главному министру брахману Каутилье, которому приписывают авторство трактата о принципах индийской политики – Артхашастра. Чандрагупта завоевал Пенджаб вскоре после смерти Александра Македонского. В 321 до н.э. он сверг и убил своего кровного родственника Дхана Нанду, правившего государством Магадхи. Заняв его место, он установил господство над всей Северной Индией. Затем Чандрагупта нанес сокрушительное поражение правителю Западной Азии Селевку I, одному из преемников Александра Македонского. На протяжении более 100 лет, начиная с 325 до н.э., династия Маурьев сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга. Ашока, внук Чандрагупты, правил примерно в 273–232 до н.э. После завоевания государства Калинга Ашока отказался от действий с позиций силы, принял буддизм и энергично пропагандировал его принципы. Он считал, что государственные границы следует расширять только путем мирного распространения буддизма (эта политика получила название дхармавиджая). Стремясь сохранить чистоту буддизма и авторитетно истолковывать его каноны, Ашока провел в столице империи Паталипутре (Патна) монашеский собор. Он делал акцент на этические нормы поведения и особенно настаивал на необходимости проявления терпимости по отношению к другим верованиям. Во время правления Ашоки расцвели искусство и зодчество. После смерти Ашоки империя распалась. Спокойствие малых государств, возникавших на развалинах прежней империи, нередко нарушалось вторжениями греков, саков, парфян и, наконец, кушанов. Государство Гупта в 4–5 вв. н.э. включало почти всю территорию Северной Индии и открыло новую яркую страницу в истории региона. Самудрагупта (ок. 330 – ок. 375) был знаменитым завоевателем, поэтом и музыкантом; выбранный им в качестве наследника Чандрагупта II продолжил дело отца и принял титул Викрамадитья. Эти два царя правили с 330 по 415. Китайский паломник Фа Сянь, много путешествовавший по их владениям, сообщает о материальном достатке жителей и умелом управлении страной при Гуптах. Васубандху, известный буддийский мыслитель и грамматист, и Калидаса, величайший индийский поэт и драматург, жили и творили именно в ту эпоху, когда главным пуранам была придана более современная форма. Такие ученые, как Арьябхата и Варахамихири, внесли выдающийся вклад в математику и астрономию. Наланда (совр. шт. Бихар) стала крупным центром просвещения в масштабах всей Азии. Сидящий каменный Будда в Сарнатхе, железная колонна в Дели, медный Будда из Султанганджа, великолепной чеканки золотые монеты (одна из которых была обнаружена даже на Яве) и настенная роспись пещерного буддийского монастыря Аджанта (совр. шт. Махараштра) служат образцами культуры той эпохи. Серьезную угрозу для индусского общества создало нашествие тюрков в 11 в. Эти закаленные в боях воины, приняв ислам, сочли своей обязанностью борьбу с иноверцами. Строгое следование мусульманским канонам означало, что побежденным предоставлялся выбор между обращением в ислам, смертью или рабством. Вскоре отношение к «неверным» смягчилось, и упор был перенесен на специальный подушный налог – джизию. Первую мечеть в Дели построили в 1198 на месте индуистского храма, и арабские надписи на стенах указывают, что для ее сооружения использовались материалы 27 языческих культовых объектов. После разграбления мусульманами Наланды там не осталось в живых ни одного монаха. Индия не была полностью покорена, очаги сопротивления сохранялись в Раджпутане и некоторых других областях. После первых жестоких столкновений были выработаны нормы взаимоотношений между завоевателями и покоренным населением. Смешанные браки способствовали сглаживанию этнических различий. Местные разговорные языки испытывали влияние фарси, что привело к формированию нового языка – урду; многие персидские слова и обороты вошли в хинди. Ислам в Индии признал кастовую систему. Контакты привели к взаимообогащению музыки и танцевального искусства обеих главных конфессий. Новые направления развились в архитектуре. 13 в. вместо империй династий Чола и Чалукья в Южной Индии появились четыре менее крупных государства: династии Ядавов на западе (со столицей в городе Девагири), Какатиев на востоке Декана (столица – Варангал), Хойсалов (столица – Дварасамудра в Майсуре) и Пандьев далее на юге (столица – Мадура). В 14 в. эти государства не могли оказать серьезного сопротивления натиску ислама с севера. Их территории отошли к более могущественному индийскому государству Виджаянагар, основанному в 1336 на берегах р.Тунгабхадры, и к его северному соседу – султанату Бахманидов, с которым Виджаянагар сразу вступил в вооруженный конфликт. Самым выдающимся из правителей Виджаянагара был Кришнадеварайя (1509–1529) – государственный деятель и поэт. В 1525 Бабур (1483–1530), прямой потомок Тимура, вторгся в Индию, а в 1526 в битве под Панипатом одержал победу над султаном Дели. Бабур подчинил большую часть северной Индии. Однако афганцы во главе с Шер-шахом восстановили прежнее положение при Хумаюне – сыне Бабура, и уже на долю внука последнего, Акбара (1542–1605), выпала миссия основать империю Великих Моголов. Ставший монархом в 14 лет, Акбар уже в юности продемонстрировал исключительные способности воина, администратора и государственного деятеля. Менее чем за 20 лет он покорил всю Северную Индию и, продолжая и далее расширять свои владения, создал эффективную систему управления благодаря умелому подбору помощников-министров. Чтобы снискать поддержку индусов, Акбар стремился поощрять контакты победителей и побежденных. Император зашел слишком далеко, когда попытался основать новую религию как инструмент трансформации существующего миропорядка. Значительную часть работы пришлось взять на себя его сыну Джахангиру, но его политика была в определенной степени отвергнута уже во время правления Шах-Джахана, внука Акбара. Еще дальше отошел от нее следующий император Аурангзеб (1658–1707). Акбар реорганизовал систему государственных финансов, поручил сбор налогов со всех земель государственным чиновникам, назначал индийцев на важные государственные посты. В архитектуре сооруженных при Акбаре строений, особенно в Фатихпур-Сикри, близ Агры, переплетаются индуистские и мусульманские мотивы. В отношениях с раджпутами он старался убеждать их в пользе дружбы с официальными властями и в целесообразности выдачи ими своих дочерей замуж в семью Великих Моголов. Среди известных личностей при дворе Акбара выделялись индийцы министр финансов Тодармал, музыкант и поэт Тансен и поэт Тулсидас, автор ставшей популярной версии Рамаяны. Однако с приходом к власти Аурангзеба эта гармония нарушилась. Хотя ему удалось расширить южные пределы империи, оттесненные раджпуты, маратхи во главе со своим национальным лидером Шиваджи (ум. в 1680), сикхи и многие другие отвечали восстаниями. Это ослабляло власть Дели, но освободительное движение не имело достаточной силы, чтобы восстановить независимость покоренных народов империи. Смерть Аурангзеба ознаменовала начало развала огромной державы. Бенгалия и Хайдарабад отпали соответственно в 1720 и 1724, а вторжение войск Надир-шаха из Персии окончательно подорвало позиции делийских правителей. Череда марионеточных императоров продолжала наследовать трон Великих Моголов, пока последний из них (Бахадур-шах) не был сослан в Бирму после восстания сипаев в 1857. От могущественной империи остались замечательные архитектурные памятники – мечети, мавзолеи и дворцовые крепости, а также прекрасные парковые ансамбли. Тадж-Махал в Агре стал самым известным символом культурных достижений Великих Моголов (ТАДЖ-МАХАЛ). Шедевры живописи той эпохи, с особым блеском проявившиеся в миниатюре, тоже служат убедительными свидетельствами былого блеска империи. В то же время коренной реконструкции подверглись «Великая столбовая дорога», пересекавшая территорию Северной Индии, и ответвления от нее в районе Агры на юго-запад, в Сурат, и на юго-восток, в Голконду. Из европейцев португальцы первыми достигли Индии. После долгого плавания из Лиссабона Васко да Гама бросил якорь в Каликуте в мае 1498. Закрепившись на Малабарском берегу, португальцы начали экспансию на восток и запад, вытеснили купцов-мусульман и на целое столетие утвердили свою монополию в индийских морских водах. Они поддерживали тесные связи с Виджаянагаром, ослабление которого негативно сказалось и на их позициях. Последние португальские владения на субконтиненте (Гоа, Даман и Диу и два анклава – Дадра и Нагархавели) просуществовали до 1961. начале 17 в. в Индии появились голландцы, французы и англичане. Голландцы сумели, изгнав португальцев, обосноваться на Молуккских о-вах и сорвали попытки англичан создать там свои поселения. Самыми серьезными противниками англичан оказались французы, хотя первоначально британская Ост-Индская компания должна была преодолеть португальское противодействие, чтобы создать факторию в Сурате в 1612. Настоящая борьба за Индию между Англией и Францией началась в 18 в., когда соперники втянулись в междоусобные распри индийских правителей и военные действия, которые до этого велись в Европе, переместились на территорию Индии. Роберт Клайв, внесший большой вклад в создание Британской Индии, отличился при обороне Аркота в области Карнатик (совр. шт. Тамилнад) в 1751 и в битве при Плесси в 1757, когда английские войска под его командованием разбили бенгальские войска и завоевали Бенгалию. Занимая пост английского губернатора этой области в 1765–1767, Клайв поставил ее под контроль Ост-Индской компании и пытался реформировать систему управления. Еще большее воздействие оказала деятельность Уоррена Хейстингса (или Гастингса), который был губернатором Бенгалии в 1772–1773 и первым генерал-губернатором Индии в 1773–1785. Несмотря на противодействие английских чиновников, Хейстингс заложил основы государственной службы, усовершенствовал судопроизводство и помог администрации Бомбея и Мадраса преодолеть последствия их пагубной политики по отношению к маратхам и правителю княжества Майсур Хайдару Али. Однако каркас новой политической структуры в Индии был возведен лишь в 1799–1819. После гибели в 1799 Типу Султана, сына Хайдара Али, во время англо-майсурской войны и ликвидации власти пешвы в 1819 маратхская конфедерация превратилась в конгломерат маломощных княжеств. Это лишило французов возможности вмешиваться в дела Индии. Таким образом, Великобритания победила в схватке за огромную территорию, которая управлялась Лондоном как непосредственно, так и через вассальных индийских князей. В 1850-х годах нестабильность, обусловленная быстрой территориальной экспансией иноземцев и внедрением чуждых систем управления и образования, явилась причиной сильных волнений среди индийских солдат, служивших в бенгальских частях. Конкретным поводом для Индийского восстания 1857–1859 (восстания сипаев) послужили слухи об использовании для смазки патронов жира коров, считавшихся священными животными у индуистов, и свиней, считавшихся нечистыми животными у мусульман. Это восстание в конце концов привело к ликвидации власти британской Ост-Индской компании, и управление Индией перешло непосредственно к английскому монарху. Середина 19 в. стала поворотным пунктом в истории Индии. Уже через 5–6 лет после восстания сипаев в Калькутте и Бомбее возникли организации, требовавшие предоставить индийцам важные посты в государственном аппарате. В 1861 индийцы были включены в состав Законодательного совета при генерал-губернаторе Индии и аналогичных провинциальных советов. Политическое развитие не могло охватить в равной степени все общины страны. Для индуистов появление англичан означало смену «хозяина». Прежде они подчинялись могольским императорам, теперь смогли адаптироваться к новой власти. В ходе этого процесса были восприняты принципы английской системы образования и западный образ мышления. Напротив, мусульмане встретили изменения враждебно. Приверженцы ислама противились инновациям в системе образования, не стремились осваивать английский язык и овладевать научными знаниями. Лидер исламской общины Саид Ахмад-хан (1817–1898) заявил, что если представительный принцип в управлении колонией восторжествует, то мусульмане окажутся в невыгодном положении по отношению к индуистам. Это высказывание приобретало все большую актуальность по мере того, как в 19 в. усугублялись трения между конфессиями. Саид Ахмад-хан советовал единоверцам держаться в стороне от Индийского национального конгресса, но приобщаться к английской системе образования. Индуистский национализм быстро набирал силу. В конце 19 в. британские власти предложили принять закон, запрещавший заключать брак до достижения невестами 12 лет. Балгангатхар Тилак, выражавший взгляды ортодоксальных индуистов Западной Индии, развернул активную кампанию против этого серьезного, по его мнению, вторжения в народные обычаи. В 1905 Джордж Керзон, вице-король Индии (1899–1905), желая повысить эффективность управления, провел закон о разделе Бенгалии на Западную, населенную в основном индуистами, и Восточную, населенную мусульманами. Последние позитивно восприняли этот раздел, ибо считали, что провинциальные власти никогда не уделяли должного внимания Восточной Бенгалии. Напротив, другая сторона восприняла закон Керзона как хитроумный и болезненный удар, направленный на ослабление позиций бенгальских индусов. Горячий темперамент бенгальцев способствовал накалу обстановки, и в Бенгалии усилилось движение экстремистов во главе с Балгандахаром Тилаки. Несколькими годами позже решение о разделе Бенгалии было отменено, но уже успело дать импульс развитию индуистского экстремизма и усилило напряженность в межконфессиональных отношениях. Мусульмане ощутили потребность в создании собственной политической организации, и 30 декабря 1906 была основана Мусульманская лига, прежде всего для защиты прав исламской общины. самом начале войны президент Индийского национального конгресса заявил, что англичане и индийцы совместно вступят в борьбу за честь, свободу и справедливость, и выражение лояльности властям было выказано всеми классами общества. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948), ставший видным деятелем движения за независимость, призвал к энергичной работе ради победы. Тем не менее война изменила привычную систему духовных ценностей. Опыт, приобретенный индийскими солдатами за рубежом, помог им и их семьям заново взглянуть на свое место в мире. В ноябре 1916 в Лакхнау был заключен пакт, по которому индуистская и мусульманская общины согласились вести согласованную политику, направленную на скорейшую реализацию принципа самоуправления. В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Произошел также раздел двух провинций – Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза. Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж.Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. В первые месяцы ок. 12 млн. жителей покинули родные дома, и менее чем за год погибло примерно 0,5 млн. человек. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди. 26 января 1950 Индия была провозглашена республикой. В конституции 1950 отражена осторожная позиция руководства и закреплены достигнутые успехи за время независимого развития страны. Относительно простая процедура внесения поправок в конституцию на основе решений большинства в парламенте расширяла возможности дальнейшего осуществления реформ. Авторитет Неру в октябре 1962 был существенно подорван после вторжения китайских войск на территорию Северо-Восточного пограничного агентства (позднее – штат Аруначал-Прадеш) и в пределы гор Ладакх в Кашмире. Стремясь обеспечить связи между Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами, Китай пытался заставить Индию отказаться от прав на стратегически важную равнину Аксайчин на востоке Ладакха в Кашмире. Вооруженные силы КНР нанесли несколько ударов индийской армии и оккупировали территорию площадью 37,5 тыс. кв. км. К тому времени, когда Китай объявил об отводе войск из всех занятых районов, кроме Аксайчина, Неру вынужден был обратиться за военной помощью к США. Пришедший на смену Неру (возглавлявшему страну в 1947 по 1964) в качестве премьер-министра Лал Бахадур Шастри был выдвинут на этот пост группой партийных лидеров под названием «синдикат», которую поддерживали крупные землевладельцы и предприниматели. Следующий премьер-министр страны Индира Ганди (1966–1977 и 1980–1984) не могла более полагаться на старых партийных лидеров и объединилась с малочисленной молодежной группой социалистов и бывших коммунистов. Решительные действия премьера по национализации 14 крупнейших коммерческих банков связали ее имя с новой политикой, ориентированной на помощь бедным слоям населения. ИНК раскололся на два крыла – правящее во главе с Ганди и оппозиционное. Правящее крыло восторжествовало над оппозицией во главе с синдикатом, победив на парламентских выборах в 1971 и в штатах в 1972. Популярность премьер-министра достигла апогея в 1971 в результате победы в третьей индо-пакистанской войне. С возникновением Бангладеш Индия оказалась на доминирующих позициях в Южноазиатском регионе. Более того, в мае 1974 она провела ядерные испытания, продемонстрировавшие возросшую военную мощь страны. Выдвинутое 2 июня 1975 обвинение Ганди в «коррупционной практике» дало ее противникам возможность организовать движение за смещение премьер-министра. В ответ Ганди ввела в Индии чрезвычайное положение, вылившееся в массовые аресты политических оппонентов и широкую цензуру. На парламентских выборах в марте 1977 новая партия Джаната (Народная партия), представлявшая собой блок оппозиционных групп, одержала уверенную победу и отменила закон о чрезвычайном положении. Однако вскоре правительство Джанаты стало жертвой внутренних интриг. Его глава Морарджи Десаи подал в отставку в июне 1979, и на состоявшихся в январе 1980 парламентских выборах Ганди вновь пришла к власти. В июне 1984, после вспышки сикхского терроризма в Пенджабе, армейские части штурмом захватили святыню сикхов – Золотой храм в Амритсаре, что привело к гибели лидера сикхов Джарнайла Сингха Бхиндранвале и сотен его приверженцев, укрывшихся в храме. Решительная акция Ганди была с одобрением встречена в других частях Индии, но восстановила против премьера сикхов. 31 октября 1984 Индира Ганди была убита двумя своими охранниками-сикхами. На посту главы правительства и в качестве лидера ИНК (И) ее сменил сын – Раджив Ганди, который назначил парламентские выборы на конец 1984 и одержал на них убедительную победу. Раджив Ганди погиб от бомбы, брошенной ланкийским террористом-тамилом в мае 1991. Это был акт мести за ввод индийских войск на север Шри-Ланки в 1987 для противодействия тамильским сепаратистам. Новый премьер-министр Нарасимха Рао провел в 1992 решительные экономические реформы, призванные модернизировать производственную и научно-техническую базу страны. В апреле 1977 ИНК (И) отказался поддерживать коалицию, возглавляемую Говдой, и премьер-министр был вынужден подать в отставку. Его место занял назначенный президентом и утвержденный парламентом Индер Кумар Гуджрал, который продолжил курс своего предшественника на либерализацию экономики и рост экономических показателей, но отказался от дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу. Активизировался внешнеполитический диалог Индии с Пакистаном и Китаем. Уход в отставку правительства Гуджрала привел к досрочным парламентским выборам в марте 1998. К власти пришла коалиция, состоящая из 18 партий, в которой лидирующее положение занимала БДП. Главной задачей нового премьер-министра Атал Бихари Ваджпаи было сохранение коалиционного правительства во главе с БДП. В апреле 1999 произошел правительственный кризис, и правительство было вынуждено уйти в отставку. Была распущена нижняя палата парламента (Лок Сабха). Новые парламентские выборы состоялись в сентябре-октябре 1999. Несмотря на активное участие в предвыборной борьбе Индийского национального конгресса, большинство в парламенте (294 места из 543) получил Национальный демократический альянс, возглавляемый БДП и объединяющий 24 партии. Премьер-министром вновь стал А.Б.Ваджпаи. Проведенные Индией ядерные испытания осложнили ее отношения с большинством государств мира. В современной неустойчивой обстановке фактором стабильности остается фигура президента, которым в 1997 впервые в истории страны был избран представитель бывшей касты «неприкасаемых» Кочерил Раман Нараянан (из штата Керала), ранее занимавший пост вице-президента при Ш.Д.Шарме, который принадлежал к касте брахманов.