Назад в дневник


Пишет
Цицерон

Сверхкраткая история Японии
1.Палеолит, или древний каменный век (40000-13000 лет назад). Время вероятного заселения по суше, соединявшей частично в то время протоостров Японии с древним Евро-Азиатским материком. Обнаружено около 5000 палеотических стоянок этого времени. Каменные орудия имеют свое образную форму обработки, не перенесенную на более позднее время. 2.Период Дзёмон (приблизительно соответствует неолиту). Датируется: 13 тыс. лет до н.э.- III в. до н.э. Назван так по типу керамики с веревочным ( сделаном оттиском веревки на глине ) орнаментом (“дзёмон”) -. Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю). Собирательство, охота, рыболовство.Полная и сезонная оседлость.Очень тесные контакты с материком. Имеются два крупных ареала заселения и культуры. Граница проходит примерно на широте Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны. 3.Период Яёй (бронзово-железный век) III в. до н.э- IV н.э.. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). Основное заселение: север Кюсю, Западная и Центральная Япония. Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселения с юга Корейского п-ва.Примерно 3-6 млн. человек населения, центр тяготеет к центральным районам Японии, но формируются три устойчивые культурно-хозяйственные зоны: 1. Хоккайдо 2.Хонсю и север Кюсю 3. Юг Кюсю и Окинава. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры. Переход к производящему типу хозяйства-земледелию. Появление металлических орудий Китайского и своего происхождения. Появление "революцоинного" поливного рисоводства. Натуральный товарообмен. Серьезная социальная конфликтность. Формирование общих принципов религиозной практики ( сокрытие сакральных предметов), определение части предметов как священных ( зеркало, меч). Китай и Корея утверждаются в роли культурных доноров. Сформировалась праяпонская культура. 4.Период Кофун (курганный) — IV-VI вв н.э . Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название “период Ямато”. Главное -это период становления государственности, облуживавшей, в частности , организацию масштабных ирригационных работ. В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего роль общегосударственной идеологии. Хозяйство сильно дифферециируется : земледельцы, гончары, рыбаки, солевары, кузнецы. Военные походы в Корею.Распространение письменности. 5. Период Асука (592-710). Назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото). Непрерывное политическое противоборство. Окончательное становление японской государственности, основанной на законах. Теснейшие контакты с Китаем, окончательно сформировавшим к этому времени сильноцентрализованную империю. Провалившиеся войны в Корее. Имперское правление. Формирование чиновничества. В 646 г. начался длительный период “реформ Тайка”, ставивших своей целью превращение Ямато в “цивилизованное” (на китайский манер) государство. Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования. Создание регулярных ооруженных сил, воинская повинность. Столица-Фудзивара, правители-Дзитто, Момму и Геммей. 6. Период Нара (710-794). Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара, находящейся в центре материковой части страны. Численность населления столицы - до 200 000 человек. Название страны было изменено на “Японию” (“Нихон” — “там, откуда восходит солнце”). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется “рицуре кокка” (“государство, [основанное] на законах”). Строгое узаконенное социальное ранжирование при сильнейшей тяге к сохранению родовых связей. Широкое распространение письменности на базе системы обучения. Появление письменных памятников — мифологическо-летописных сводов “Кодзики” и “Нихон секи”. Армия обслуживает только внутренние необходимости. Ее численность в столице порядка 5000 человек. Активное и системное строительство разветвленной сети отличных дорог. Организовано 400 почтовых дворов с интервалами между ними в 16 км. За неделю можно было легко добраться в самую удаленную точку от столицы. Как ни страннно , но водные транспортные системы абсолютно не развиты. 7. Период Хэйан (794-1185). Назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”). Надеяться на встречу — безнадежно, С тобою не увидеться нам вновь! Лишь в снах... Но сны не долговечней яшмы хрупкой, А явь — намного призрачнее снов! Фудзивара Окикадзэ. Х век Перевод А Глускино 7. Период Хэйан (794-1185). Назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”). Надеяться на встречу — безнадежно, С тобою не увидеться нам вновь! Лишь в снах... Но сны не долговечней яшмы хрупкой, А явь — намного призрачнее снов! Фудзивара Окикадзэ. Х век Перевод А Глускино 9. Период Муромати, 1392-1568 (сёгунат Асикага). Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий (намбокутё, 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и “период воюющих провинций” (сэнгоку дзидай, 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода — рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами. 10. Период Эдо, 1603-1867 (сёгунат Токугава). Назван по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем “японским”. 11. Период Мэйдзи (1868-1911). Назван так по девизу правления императора Муцухито— “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.


Яндекс.Метрика
Вы не авторизованы!
Авторизация
Обновить
Глав

Добавить в избранное (только для авторизированных)