Назад в дневник Пишет .N
@( МИФЫ О СМЕРТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНАИзвестно, что за последние годы авторами многочисленных газетных и журнальных публикаций, рассчитанных на шумную сенсацию и саморекламу, официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина отвергнута: мол, поэт в последние месяцы 1925 года был абсолютно здоров, никаких оснований кончать жизнь самоубийством у него не было, убили его "враги" — власть предержащие и чекисты. Поэт национал-патриотического толка Иван Лысцов (журнал "Молодая гвардия", 1990, #10) в статье "Убийство поэта" пишет о том, "насколько важно для антирусского аппарата в тот период было физическое устранение Есенина", и далее следует сноска о подавляющем количестве лиц еврейской национальности, "стоящих на вершине советской иерархии в 1917-25 годах". Теперь все понятно: евреи убили Есенина, Троцкий был вдохновителем убийства поэта, а друг Есенина Вольф Эрлих ("по моему личному предположению" — так "аргументирует" свою "версию" И.Лысцов) в этом преступном деле был "наводчиком". "Точкой отсчета" для этой и других публикаций стала статья бывшего полковника МВД Эдуарда Хлысталова "Тайна гостиницы "Англетер" (журнал "Москва", 1989, #7), включенная — в уже дополненном варианте — в книгу "Любовь и смерть Сергея Есенина", выпущенную в Москве в 1992 году издательством "Дефант". Именно хлысталовские "материалы" легли в основу всех статей — "версий" о гибели Есенина, которые при наличии своих вымыслов и своих домыслов сходятся в главном: мол, Есенин был сначала избит (по утверждению некоторых "исследователей" — убит), а потом, истекающий кровью, был подвешен к трубе парового отопления в пятом номере ленинградской гостиницы "Англетер". Валентин Сорокин (журнал "Смена", 1993, #12) "уточняет": дескать, убийцы планировали (откуда это ему известно?!) вынести тело из номера, опустить его со второго этажа в кузов грузовика. Чуть ли не с достоверностью очевидца Сорокин продолжает: "Но окно не открывалось настолько, насколько необходимо, и убийцы, торопясь, разыграли вариант повешения..." Планы убийц, грузовик, окно — какая сильная фантазия у слабого поэта В.Сорокина! И еще одна откровенная выдумка Сорокина: "Литератор Устинов, пообещавший рассказать о гибели Есенина, наутро был найден опочившим". Писатель и журналист Г.Ф.Устинов, стало быть, умер 29 декабря 1925 года. Да нет, господин Сорокин, это все могло произойти только в вашем воспаленном воображении, ибо Устинов трагически ушел из жизни (но по своей воле!) в 1932 году. Но поэтесса и автор статей о поэзии Наталья Сидорина (журнал "Слово": "В мире книг", 1989, #10), поддержав "версию" Э.Хлысталова об убийстве Есенина, сообщила (сравните с цитатой из статьи В.Сорокина!), что Устинова нашли в петле на следующий день после того, как он пообещал в частной беседе (с кем?) рассказать о последних часах Есенина. Статья Н.Сидориной легла в основу ее сценария фильма о Есенине ("Меня хотят убить") и книги "Златоглавый. Тайны жизни и гибели Сергея Есенина", выпущенной московским издательством "Классика плюс" накануне 100-летия со дня рождения поэта. Как видим, тема убийства поэта поставлена, как говорят, "на поток". В 1995 году вышла тенденциозная и антисемитская книга небезызвестного Станислава Куняева "Сергей Есенин", многие "факты" которой не выдерживают проверки на точность и объективность. Приведу несколько примеров. З.Н.Райх, бывшую жену Есенина, впоследствии — жену В.З.Мейерхольда (помните, в "Письме к женщине": "Живете вы / С серьезным, умным мужем..."), убили в 1939 году. Какими же двумя словами начинается один из фрагментов в куняевской книге: "Ходили слухи, что незадолго перед этим она в нервозном состоянии на людях обещала рассказать какую-то правду о смерти Есенина". Оказывается, и мать поэта "что-то" знала. Что она могла знать, несчастная женщина? А вот и намек еще на одну "версию" ухода Есенина из жизни: поэт Лазарь Берман, то ли работавший, то ли сотрудничавший с ЧК, 27 декабря заходил к Есенину. Заходил ли? Не читал я об этом ничего, а слежу я за литературой о Есенине более сорока лет. Но если и заходил, то что из этого? В этом же духе в доронинском МХАТе поставлен спектакль "Версия "Англетер" — о том, как чекисты убили Есенина. "Версию" об убийстве поэта поддерживают В.Белов и В.Распутин — литераторы, позиции которых по целому ряду вопросов демократическая общественность решительно отвергает. Удивляет и бездоказательное утверждение Владимира Солоухина, что Есенин "был убит" ("Литгазета", 4 окт. 1995 г.). Но этого показалось Солоухину мало: "Блок отравлен. Короленко отравлен". Мистика какая-то! Новая всеобъемлющая экспертиза патологоанатомического заключения о смерти Есенина категорически опровергает возможность насильственной смерти. Работала специальная комиссия, членам которой дали возможность ознакомиться с рядом документов бывшего КГБ. Я мог бы привести десятки цитат, доказывающих, что в последние два года жизни поэта тема смерти властвует в есенинской поэзии, но это сделала за меня Галина Шипулина в статье "Мифы о смерти С.А.Есенина": "Нами отмечено около 400 случаев упоминания смерти в произведениях С.Есенина, из них более трети приходится на последние два года (соответственно 296 и 101), причем в половине этих последних стихов поэт говорит о своей смерти, о самоубийстве" (журнал "Литературный Азербайджан", 1990, #11). И все же я приведу несколько примеров: 1924 Захочешь лечь, Но видишь не постель, А узкий гроб И — что тебя хоронят. ..................................... Себя усопшего В гробу я вижу... ..................................... А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. 1925 Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. ................................................. Под низким траурным забором Лежать придется так же мне. .................................................... Любимые! Ну что ж! Ну что ж! Я видел вас и видел землю, И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю. Не надо быть психиатром, чтобы сделать заключение: это — болезнь. У поэта было немало проявлений психического расстройства, несколько раз попадал он в психиатрическую клинику. Его известные строки: Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка Успокоит меня навсегда — были написаны еще в конце 1923 года в больнице на Полянке. К концу 1925 года Есенин тяжело заболел и почти месяц (после этого, не долечившись, поэт поедет из Москвы в Ленинград!) находился в психиатрической клинике у известного психиатра Ганнушкина. В преддверье 100-летнего есенинского юбилея 95-летняя Надежда Давыдовна Вольпин1 в беседе с журналистом радио "Свобода" Марком Дейчем сказала, что по поведению Есенина, по поступкам, по разговорам его она знала, что он покончит жизнь самоубийством, только не знала, когда это произойдет. В июне 1925 года он сказал Софье Толстой — еще невесте: "А умереть я все-таки умру. И очень скоро". Анна Изряднова, первая, неофициальная, жена поэта, мать его сына Юрия, вспоминала: "...Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: "Что? Почему?" — говорит: "Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру". Просил не баловать, беречь сына". Отмечу также, что перед отъездом из Москвы в Ленинград, где прошли последние четыре дня его короткой жизни, Есенин побывал у всех своих родных, навестил Костю и Таню (дети от брака с З.Н.Райх) и попрощался с ними. Поэту Василию Наседкину, мужу Кати Есениной, сказал, как о чем-то решенном: "Да... я ищу гибели". И устало и глухо добавил: "Надоело все". Тяжелое пристрастие к алкоголю2, боязнь одиночества, мания преследования3 вконец измотали силы поэта. Его сознание подтачивало чувство того, что он теряет талант, былую метафоричность, блеск импровизации. Поэт Сергей Городецкий в своих воспоминаниях о Есенине согласился со словами Анатолия Мариенгофа: "Если Сергей решил уйти, значит, он как-то усомнился в своих творческих силах". Свидетельствует Вольф Эрлих: "Он смотрит на всех глазами, полными безысходного горя, ибо нет человека, который бы лучше его понимал, где кончается поэзия и где начинаются только стихи". Об этом же писал в стихах на смерть Есенина Иосиф Уткин: Бунтующий и шалый, Ты выкипел до дна. Кому ж нужны бокалы, Бокалы без вина? Уже где-то с 1921 года в поэзию Есенина вошли мотивы увядания: "О, моя утраченная свежесть, / Буйство глаз и половодье чувств!"; "Отцвела моя белая липа..."; "Отговорила роща золотая..."; "Уже ты стал немного отцветать..."; "Потеряла тальянка голос, / Разучилась вести разговор" и т.п. И на самом деле были лишены прежней есенинской силы многие произведения последних лет: и "Песнь о великом походе", и "Баллада о двадцати шести", и "Поэма о 36", и "Русь уходящая", и даже поэма "Анна Снегина", в которой картины революции в деревне оставили равнодушными и читателей, и критиков (за полгода — ни одного отзыва!). Повторяющиеся дважды строфы (их начало: "Когда-то у той вон калитки / Мне было шестнадцать лет...") — совсем иное дело. Это — поэзия. А такие стихи, как "Я полон дум об индустрийной мощи, / Я слышу голос человечьих сил", "Я тем завидую, / Кто жизнь провел в бою, / Кто защищал великую идею", "За знамя вольности / И светлого труда / Готов идти хоть до Ламанша", только отталкивали взыскательных читателей от поэта — автора таких шедевров, как "Не жалею, не зову, не плачу...", "Заметался пожар голубой...", "Письмо к матери", "Отговорила роща золотая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!..", "Собаке Качалова" и др... Кроме того, поэтом овладел ужас от увиденного в родных краях: "Был в деревне. Все рушится... Надо самому быть оттуда, чтобы понять... Конец всему" (из воспоминаний М.Бабенчикова). Трудно с таким настроением ярко, художественно воспевать социалистическую действительность, разлад с которой начался еще в "Сорокоусте" (1920): Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется — и продолжался пусть не в цельных текстах, но в отдельных строках разных стихотворений: "На стенке календарный Ленин. / Здесь жизнь сестер, / Сестер, а не моя..." ("Возвращение на родину"); "Язык сограждан стал мне как чужой, / В своей стране я слов
Таги: Статья
(1)