Форум NokiaZone Форум главнаяРаздел
Города и страныВ теме
Баку-город ветров,огня и шафрана. 136 комментариев.
Город Баку – один из самых древних городов Азербайджана. Город был основан в III веке. В сведениях античных авторов о Баку отмечалось, что с помощью караванов и по морю поддерживались торговые связи города с соседями. Можно сказать, что город для соседей Читать с начала Страница 13 из 14
... « » ... Snejniy_bars
от
В самом Старом городе и в непосредственной близости от него можно увидеть памятники трех великих религий - зороастризма, ислама и христианства, которые возводились на протяжении примерно двух тысячелетий.
Snejniy_bars
от
Великий шелковый путь С VI по XVI в. Баку был крупнейшим городом Апшеронского полуострова и государства Ширваншахов. Благоприятное географическое положение позволило ему установить тесные торговые связи с азиатскими и европейскими странами. Здесь проходили Ширванская и Дербентская дороги - международные торговые маршруты, связывающие Восток с Западом. И поскольку Баку был главным портом на Каспийском море, последнее на средневековых картах иногда называлось "Бакинским морем". Баку также являлся одним из остановочных пунктов на Великом Шелковом пути.
Snejniy_bars
от
СТАРЫЙ ГОРОД БАКУ (ICHERI SHEKER) Бакинская крепость, или Старый Город, была построена в VIII веке и приобрела особое значение в XIII, когда она стала столицей государства Ширвашахов. Родившись вновь в XIX веке, когда новые нефтяные магнаты начали строить здесь роскошные особняки, которые дали бы фору любой европейской столице, Старый Город затем претерпел период затяжного упадка в советские годы, став кварталом сотен задрипанных «коммуналок». Сегодня Старый Город - на девяносто процентов пешеходная зона. Это – островок тишины и спокойствия в самом центре шумного и суматошного Баку с его нескончаемым потоком автомобилей. Очень приятно прогуляться по мощеным улочкам старого города, посмотреть на древний дворец Ширваншахов, два каравансарая (средневековые гостиницы для караванов), Девичью Башню XI века (она раньше была маяком), средневековые бани и роскошную Пятничную Мечеть.
Snejniy_bars
от
Арабы, несмотря на расселение арабских племен в Азербайджане, ассимилировались с местным населением ( состоявшим из тюркоязычных , ираноязычных и кавказских племен) и язык их не сохранился, оставив свой след в топонимике и лексике. Это говорит о том, что ко времени арабского завоевания в стране тюркский и ирански элемент был устойчивым. Наиболее трудно объяснимым и интереным в ряду рассмотренных топонимов Апшерона является наименование города Баку. Наиболее раннее название города Баку встречается в источниках 5-8 вв. в виде Багаван, Атли(Атши) Багаван и Атши(Атеши) -Багуан. Под этим наименованием, по мнению ряда авторв, имеется в виду Баку. Топоним Багаван состоит из корня "Бага", означающий во многих индоевропейских языках "бог" , "солнце".
Snejniy_bars
от
Наличие тюркских элементов в топонимике Апшерона подтверждается названием сел Биледжары, Ахмедли, Кешле-кишлаг, Гюздек, Гобы. Последующая тюркизация Апшерона после сельджуков была связана с нашествием монголов, следы которых прослеживаются в названии села Сарай. Как известно, при монголах было несколько городов с одобным названием. К топонимим тюркского происхождения относятся также названия селений Аг-Бурун, Чемберекенд, Лок-Батан, Сабунчи, Дерин агул и др.. Исследование топонимики Апшерона позволило прийти к следующим выводам. Данные топонимики свидетельствуют об основном ираноязычном населении полуострова, который подвергался интенсивной инфильтрации тюркоязычных племен с начала нашей эры, мощное напластование которых явилось значительным компонентом в этногенезе азербайджанского народа.
Snejniy_bars
от
Наряду с отмеченными топонимами, характерными для языков иранских и арабского, на Апшероне существуют названия сел, представляющие собой этноними, этимологизирующиеся на почве языков тюркского типа. Изучение наряду с попонимикой археологических , нарративных и лапидарных источников, свидетельствует о заселении Апшерона тюрками в первом тысячелетии до н.э. и в раннем средневековье. Источники сообщают о неоднократных нападениях гуннов, которых раннесредневековые источники отождествляют с тюрками, на Мидию. Гунны-тюрки бывали на Апшероне в первые века н.э., где возможно, и оседали. Проникновение и нашествия гуннов на Албанию отмечены у авторов 5 в. Егише и Фавстоса Бузанда.
Snejniy_bars
от
Позже, при Ануширване, к сырцовой стене была пристроена вплотную северная каменная стена, послужившая как бы облицовкой сырцовой. В 5-6 вв. сасанидские цари переселили в северо-восточный Азербайджан ряд ираноязычных племен - выходцев из Лахиджана, Табаристана, Гиляна и т.д.. По мнению некоторых исслдователей ( А.К. Бакиханов, М.Г. Велиев-Бахарлы), азербайджанские таты являются остатками тех древних переселенцев иранцев. Таты бесспорно являются одним из древних этнических напластований на территории Апшерона. Наряду с топонимами иранского происхождения на Апшероне сохранился ряд названий сел, который относится к арабской лексике, как например : Хиля, Бинагады, Гала, Зиря и т.д. Антропонимия, отмеченная на Апшероне, относится к послеарабскому периоду и, по-видимому, связана с именами лиц, основавших эти селения или владевших ими: Фатмаи, Мухаммуди, Ходжасан (Ходжа-Хасан), Хукмали и т.д..
Snejniy_bars
от
По сведениям Бакиханова, писавшего в 40-х годах 19 в. за исключением шести селений, говорящих на тюркском языке, остальные селения Апшерона (более 30-ти) говорили на татском языке. По сообщению арабских и персидских источников, сасанидские цари Кубад и Ануширван в 5-6 вв. для защиты и охраны своих северных границ от набегов кочевников-тюрок построили ряд заграждений и Дербендскую стену. Однако археологические работы на северо-восточной части дербендского холма выявили остатки стен дербендских укреплений в слоях 8-6вв. до н.э. В 5 в н.э. при сасанидском царе Ездигеде 2 (438-457г.) на базе этих укреплений была возведена стена, перекрывавшая весь проход от крепости Дербенд до моря и простиравшаяся до вершины холма, где она примыкала к мощной цитадели.
Snejniy_bars
от
Известно , что по территории Азербайджана проходили скифские племена, которые, несомненно, частично оседали в указанной зоне. Об этом свидетельствуют и археологические материалы. Топонимы Бильгях, Забрат, Бюлбуля, Рамана, Бузовна, Масазыр, Джорат, Мардакян, Ноухана, Сурахана, Балаханы, Нардаран, Дигах, Горадиль, Хурдалан и др. относятся к иранской лексике.
Snejniy_bars
от
Исследование топонимики Апшерона показало, что название его сел в основном связано с наименованиями и языками тех племен и народов, которые в отдаленную от нас эпоху населяли полуостров, оставив свой след в названиях ряда его населенных пунтктов, некоторые из которых сохранились до наших дней. Территория Апшерона в древности была заселена племенами такими, как маскуты, марды, курды, тюрки и др., оставившими свой след в топонимике. Этнонимы Мардакян ознадающиеместо племени мардов, Тюркан - тюки и Кюрдахана поселение курдов явно показывают , что как марды, так и тюрки и курды являлись иноплеменным населением полуострова, и свидетельствуют об этническом меньшинстве этих племен на территории Апшерона. В топонимике Апшерона наличествует довольно сильный иранский пласт. Воозможно, ираноязычное население в этом районе появилось уже в первой половине 1 тысячилетия до н.э.. Известно , что по территории Азербайджана проходили скифские племена, которые, несомненно, частично оседали в указанной зоне. Об этом свидетельств
Страница 13 из 14
... « » ...