logo

История возникновения казахского циркового искусства уходит в глубь веков. Трудно ответить, в каком именно веке был приручен нашими предками беркут для охоты. Чем не цирковой номер казахские конные игры. А легендарный казахский борец Хаджи-Мукан (Мукан Мунайтпасов)... Именно он еще в дореволюционное время способствовал превращению цирковой борьбы в театрализованное зрелище. Он действительно является первым профессиональным казахским цирковым артистом. О нем в свое время ходили легенды: в Берлине из толстых железных прутьев он завязал галстук, а в Париже – въезжал на манеж на верблюде – уходил, взгромоздив его на себя. Силища была неимоверная. Уже в 50-60 годы прошлого столетия стали появляться самодеятельные цирковые коллективы. Такие, как Чимкентский народный цирк, Акмолинский. Но все это были непрофессионалы. Осенью 1965 года на самом высоком уровне был решен вопрос о создании профессионального циркового коллектива. Об этом поделился воспоминаниями заслуженный деятель искусств Казахстана Калдык Хамитович Бегенов: «В то время я был мастером спорта по спортивной акробатике и учился на втором курсе Казахского государственного института физкультуры. Перед началом занятий вызвали к ректору. Захожу. В кабинете – представительные люди. Как потом узнал - это был руководитель республиканской студии эстрадно-циркового искусства заслуженный деятель искусств Георгий Васильевич Перкун (он был в то время одним из самых известнейших режиссеров-постановщиков цирковых представлений); известный специалист по цирковой акробатике Владимир Алексеевич Ревякин, а также специалисты по постановке конных номеров Георгий Токаев и Алексей Соколов. Внимательно оглядели меня и предложили продолжить учебу в эстрадно-цирковой студии. Предложение стало для меня шоком. Спорт не собирался бросать. А тут цирк. В голове не укладывалось. Предложение я не принял. Но через три дня к нашему общежитию, где я проживал, подкатила «Волга». Вызвали и отвезли в люксовый номер гостиницы «Алма-Ата». В таких апартаментах я никогда не был. Встретил меня Георгий Васильевич Перкун и пригласил отобедать в ресторан. От души накормил меня и на прощание с улыбкой сказал: «Ждем Вас завтра на Красина, 78». На следующий день я пришел в студию эстрадно-циркового искусства. Как родного сына встретила меня Гульжихан Галиевна Галиева. В этот же день нас принял министр культуры республики Ильяс Омарович Омаров. Все произошло как в сказке. Прием был настолько теплым и доброжелательным, что до сих пор остался в моей памяти. Состоялся неспешный разговор о цирковом искусстве и создании национального казахского коллектива – насколько это важно и нужно для нашей республики. Вот так студия эстрадно-циркового искусства открыла передо мной двери. Первый выпуск состоялся в 1967 году. В числе первых выпускников были иллюзионисты Султангали Шукуров и Сара Кабигожина, эквилибрист Марат Кушмагамбетов, акробатка Светлана Самущенко, ваш покорный слуга и многие другие. Конечно, мы все после окончания студии были совсем неопытны. За такой короткий срок подготовить цирковых артистов было сложно. В Московском цирковом училище на это отводилось пять лет. Поэтому задача перед нашими наставниками стояла сложная: нужно было максимум за три года подготовить нас.Шло время, и нам спортивного зала студии для тренировок уже не хватало. Своего здания цирка в республике еще не было. Руководство Союзгосцирка решило продолжить подготовку казахстанских артистов в Саратовском цирке. Художественным руководителем будущей программы был назначен выпускник Ленинградского института культуры Канат Саудабаев. Саратов стал для нас на время родным городом.Постановщиком первой программы был заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Перкун и директор Саратовского цирка заслуженный работник культуры РСФСР И. Дубинский.Решением нашего правительства нам выделили прекрасных лошадей из Луговского хозяйства Жамбулской области. Это были такие красавцы. Медведей выделил Алма-Атинский зоопарк.Была подготовлена обширная программа, основанная на национальных казахских играх и забавах. Чего там только не было. Высшая школа верховой езды, па-де-де и акробаты на лошадях, народные игры: «тенге алу» - подними монету, «кокпар» - козлодрание и «
Яндекс.Метрика
Вы не авторизованы!
Авторизация
Обновить
Глав

Добавить в избранное (только для авторизированных)