Назад в дневник Пишет Snejniy_bars
Три образа СимургаСИМУРГ – вещая птица, первоначально обретавшаяся лишь в иранских мифах*, - но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов). На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах**. В сказочных дастанах Симург – положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, – например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, – таинственная птица проживает на горе Каф*** – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света. Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение “увидеть Симурга” означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В “Беседе птиц”, знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее “Язык птиц”. В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение. Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели) – слово “си” по-персидски – тридцать, “мург” – птица; Симург и его подданные едины: -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Тот, кто был вознесен к единению разом, Тайн единого бога достиг его разум. Блеск лучей единенья даст свет его взгляду, Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду. (Навои, “Язык птиц”) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме “Язык птиц” рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме – город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), – в классической восточной поэзии Мани – образ гениального художника. Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------*С родословной у Симурга все в порядке: его предок – гигантский пес Сэнмурв, собака с крыльями и рыбьей чешуей (внешние данные подчеркивали, что Сэнмурв одинаково уверенно чувствовал себя на море, на суше и в полете). Химерическое существо обитало на мировом древе. На других ветвях генеалогического древа восседают еще одни родственники нашего героя – птицы-близнецы из “Шах-наме”, два Симурга – хороший и плохой (и здесь не обошлось без всепроникающего иранского дуализма). Плохую птицу умерщвляет герой Исфандиар, а хорошая активно принимает участие в судьбе героя Рустама: воспитывает в своем гнезде рустамова отца Заля, потом оказывает акушерское содействие рустамовой матери, помогая герою народиться на свет. Затем с помощью Симурга Рустам побеждает Исфандиара – все же вышло так, что положительный Симург наказал-таки убийцу своего негативного двойника. Впрочем, некоторые источники утверждают, что Симург на самом деле был один, но обладал амбивалентной натурой. **Об этом пишет, например, Х. Кор-Оглы: птица Симург “очевидно, после принятия тюрками ислама, вошла в сказочно-дастанный эпос тюрков и заняла в нем устойчивую сюжетную позицию”. *** Есть версия, что прообразом Каф-горы являются Кавказские горы (так что край света не слишком далек).
Таги: описание