КАМАНЧА
Струнный смычковый музыкальный инструмент. Произошел от смычкового гопуза. В общетюркском языке означает «маленький каман». Находят свое подтверждение мысли о том, что данное слово произошло от древнетюркских слов гам и ан/ун (высший, святой звук), и что гам-маги использовали этот инструмент для общения с Тенгри (Танры).
У тюркских народов известно много разновидностей каманчи. Йайлы гопуз (смычковый гопуз) в Азербайджане, йанджак-комус в Средней Азии, ийык у алтайцев, гиль-кыйак, гыл-гопуз в Киргизии, гигак в Туркменистане являются прототипами каманчи. Азербайджанская форма каманчи широко распространена среди узбеков, туркменов, уйгуров. У нее одинаковые корни с древним инструментом гижек. Когда-то в Азербайджане был распространен габаг-каман, чаша которого изготавливалась из высушенной тыквы.
Каманча своей историей уходит вглубь веков. По мнению ученых, в 13 тысячелетии до нашей эры сначала возникли ударные, а затем смычковые музыкальные инструменты. О происхождении смычковых инструментов существуют множество предположений. В одной из легенд, распространенных среди среднеазиатских народов, повествуется, что смычковый гопуз был создан
Деде Коркудом. Согласно произведениям аль-Фараби, Средняя Азия считается родиной всех смычковых инструментов.
Исполнение на каманче начало развиваться во второй половине XIX века с развитием искусства пения. Роль каманчи в азербайджанской народной музыке большая. Чаша первоначальных образцов каманчи изготавливалась из тыквы (габаг-каман), скорлупы кокоса, украшалась слоновой костью. Предполагается, что одно- или двухструнная каманча когда-то образовалась из смычкового гопуза.
Каманча широко описывалась в произведениях средневековых классиков.
alt^
В картине представителя Тебризской школы художественного искусства Мир Сеида Али «Вечер музыки» наряду с такими инструментами, как барбет, деф, изображена каманча. Абдулгадир Мараги в своих произведениях упомянул также о каманче и дал о ней подробные сведения. Немецкий путешественник Э. Кемпфер, побывавший в XVII веке в Азербайджане, писал, что каманча – это двух- или трехструнный музыкальный инструмент. В произведении Низами Гянджеви «Хосров и Ширин» каманча описывается следующим образом:
Каман, как Моисей, страдает, вздыхает,
Тихо слушает песни певца.
Пелась красивая газель,
Звучали хвальбы этому празднику.
В средние века существовали трехструнный, четырехструнный и даже пятиструнный вид каманчи. В этнографическом фонде Музее истории Азербайджана хранится пятиструнная каманча XIX века. В том же музее имеется трехструнная каманча, украшенная перламутром, которая принадлежала композитору Зульфугару Гаджибекову. Интерес в этом инструменте XIX века вызывает то, что половина чаши инструмента была срезана и на нее была натянута кожаная пленка. Еще в начале прошлого века российский музыковед П. Востриков отмечал, что каманча – музыкальный инструмент, принадлежащий азербайджанскому народу.
Чаша, гриф и шпиль каманчи изготавливаются ручным способом из орехового дерева. На чашу натягивается покрытие из кожи осетрины. Одним из важных условий для хорошего звучания инструмента является дистанция между струнами и грифом. Общая длина каманчи 700, высота чаши 175, ширина 195 миллиметров. Звукоряд охватывает диапазон от ноты «ля» малой октавы до звука «ля» третей октавы. Инструмент настраивается на квартовых и квинтовых интервалах. Узеир Гаджибейли, высоко оценивая ее звучание, писал: «Музыка, которая играется на каманче, по звучанию более совершенна и ближе к человеческому голосу. Каманча – самый великолепный из мелодичных инструментов».